вторник, 31 января 2017 г.

Вуди Аллен для начинающих. Часть II: "Достоевский"


Продолжаем исследовать фильмографический океан творчества Вуди Аллена. Первую часть можно прочитать тут. На очереди новая сюжетная линия, позаимствованная из русской классики. Вот такой внезапный поворот.

Часть II: "Достоевский"

Посреди бескрайнего океана под названием "Жизнь невротика-неудачника" встречаются несколько маленьких островков "Преступление и наказание". Именно эту историю Вуди Аллен периодически пробует рассказать на свой лад. Точно также как и Родион Раскольников, проверяет, вошь дрожащая или право имеет. Тема убийства возникает во многих фильмах, и даже в той самой "Энни Холл" изначально планировалось сделать преступление, к счастью, воплощение нашлось только в сценарии картины "Загадочное убийство на Манхэттене".
Мы не будем рассматривать все работы, где фигурируют преступления. Главное отличие сюжетной линии на основе романа Достоевского, что в центре истории не поиск преступника, а исследование граней человеческой души. С какими эмоциями он решается на поступок, и как в дальнейшем это отражается на его внутреннем мире.
Добавлю, что любимое произведение в интерпретациях любимого режиссёра занимают особое место в моём киноманском сердце.

Преступления и проступки. (Crimes and Misdemeanors. 1989)


В интернете популярны фантазии на тему, что было бы если какой-нибудь знаменитый фильм снял бы другой знаменитый режиссёр. Так вот, "Преступления и проступки" это как если бы Вуди Аллен переснял на свой лад фильм с Майклом Дугласом и Гленн Клоуз "Роковое влечение" (Fatal Attraction. 1987). В центре сюжета - муж, жена и неуместная бывшая любовница. Третий всегда становится лишним. Без еврейской мафии тут не обойдётся. В фильме снялись Вуди Аллен и на тот момент его супруга Миа Фэрроу.
  • Номинация на Оскар в 1990 году в категории Лучшая мужская роль второго плана (Мартин Ландау).
  • Номинация на Оскар в 1990 году в категории Лучший сценарий.
  • Номинация на Оскар в 1990 году в категории Лучший режиссёр.


Матч Поинт. (Match Point. 2005)


История о том, как чёрная полоса может встать взлётной полосой. И снова в центре сюжета муж, жена и любовница. Чуть больше второстепенных персонажей, чуть запутанней любовные связи. И тем изящнее, казалось бы в тупиковой ситуации, происходит развязка. И всё это на фоне прекрасных оперных партий. Хороший повод посмотреть на Скарлетт Йоханнсон до превращения в Голливудскую диву и до перехода во Мстителей и Ко.
  • Номинация на Оскар в 2006 году в категории Лучший сценарий.


Мечта Кассандры. (Cassandra's Dream. 2007)


Максимально приближенный сюжет к Достоевскому, только в новой интерпретации у "Раскольникова" (Юэн МакГрегор) есть брат-сообщник (Колин Фаррелл), но в эмоциональном плане - полная его противоположность. В роли "старухи" выступает их богатый дядя (Том Уилкинсон). Акцент на внутренний конфликт. Решиться на убийство оказывается проще, чем потом жить в ладу не только с самим собой, но ещё и с братом. Как и в романе, конечной точкой становится трансформация характеров персонажей. 


Иррациональный человек. (Irrational Man. 2015)


И снова откровенный Достоевский. Персонаж Хоакина Феникса, профессор философии, в какой-то момент слишком буквально воспринял "Преступление и наказание", разглядев в себе великое начало. Да, без любовного треугольника и тут не обошлось. Герой оказывается между ангелом и бесом. Мудрёная опытом коллега по работе 
(Паркер Поузи) подпитывает его тёмное начало. А лучшая студентка (Эмма Стоун) - пытается вернуть на землю и пробудить муки совести. И снова трансформация главного героя, и классическая алленовская ирония судьбы.

Жасмин. (Blue Jasmine. 2013)


Этот фильм нельзя назвать Достоевским в чистом виде. Всё снова начинается с любовного треугольника и приводит к "наказанию". Фактически убийства нет. После неудачного брака с бизнесменом, жизнь главной героини Жасмин (Кейт Бланшетт) пошла под откос. Отсутствие денег, переезд из Нью-Йорка в Сан-Франциско и алкоголизм. Стоит досмотреть фильм до конца, и тогда всё встанет на свои места.